✍🏻 СЕГОДНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПЕДАГОГА ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО (1918 – 1970) Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик. ⚠ Анонс событий и мероприятий, посвященных 100-летию В.А. Сухомлинского смотрите в следующих постах! Сухомлинский Василий Александрович родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе. Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым. С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком. Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково. В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки. В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына. Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР). После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни. Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться. Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш). Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены: к-т педагогических наук (1955) заслуженный учитель школы УССР (1958) ч-кор АПН РСФСР (1957) ч-кор АПН СССР (1968) герой СоцТруда (1968) лауреат Госпремии УССР (1974) ордена — Красной Звезды, Ленина (2), медали — Ушинского, Макаренко Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить. ☀Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах: доверия к ребенку получение знаний без принуждения воспитания без наказаний сотрудничество родителей, учителей и детей высокая нравственность труд как творчество свобода выбора поведения, поступка, образа жизни ответственность за свой выбор Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности. ☀Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали: воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой соотношение индивидуального и коллективного воспитания развитие творческого начала у детей семейная педагогика взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота. ☀Отношение к ребенку и обучению «Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца». Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. ☀На этом строились отношения в его школе: оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой) необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое. Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет. Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам. Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива. ☀Взаимоотношения учителя и ученика Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им. Сухомлинский о воспитании Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель. Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком: воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности. Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге: перед людьми обществом родителями коллективом Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность. Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию. Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа. Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту. Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей. Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья. ☀Семейная педагогика народного учителя «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности. Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой. Уникальность методик Сухомлинского Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального. На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед. От критики к признанию По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело. На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи. Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования. Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание. И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе. Библиография Сухомлинский — автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей. Книги: Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956. Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961. Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963. Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981. Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973. Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972. Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979. Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975. О воспитании. — М.: Политиздат, 1975. Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978. Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979. Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980. Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980. Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980. Как любить детей. 5 т. — Киев,1980. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981. Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981. Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989. Не только разумом, но и сердцем... — М.: Мол. гвардия, 1986. Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990. Избранные статьи Г . У . М . А . Н . Н . А . Я . педагогика 👉https://vk.com/topic-137657941_35224533 Двигайся К НОВОЙ СТРАНЕ